О пианино, настройке и заблуждениях клиентов.

На практике я встречаю массу случаев, когда, рассуждая о предмете моей профессии, клиенты довольно часто ошибаются. В данной статье мне хочется описать некоторые, особенно распространенные мнения, связанные с фортепиано вообще и работой конкретного настройщика в частности. "Хороший» и «плохой» настройщик Как ни странно, но для большинства клиентов-непрофессионалов, профессиональные качества настройщика, как правило, не являются критерием, а все зависит только от того, какое субъективное впечатление настройщик на него производит. Клиенты часто и не подозревают о том, что с течением времени инструменты начинают хуже звучать, в разное время года разные инструменты звучат по разному, что обусловлено состоянием деталей его конструкции, не знают, что такое темперированный строй, что существуют ситуации, когда инструмент в принципе невозможно настроить, что каждый инструмент имеет свой диапазон точности настройки, что строй инструмента и качество его звучания — это несколько разные вещи и что идеально настроить такой инструмент не подвластно даже самому высококвалифицированному настройщику, хотя, безусловно, каждый настройщик стремится к этому. Мое пианино в отличном состоянии, мне его надо только настроить. Эта мысль, как правило, высказывается клиентами с целью сокращения расходов на настройку. Редко кто понимает, что «чистой» настройки не может быть в принципе. Перед настройкой практически всегда необходимо привести в порядок механику. Установить точно молотки, закрепить шурупы, отрегулировать зазоры всех соединений, подклеить отклеившиеся детали и много других, не совсем понятных для рядового клиента, работ. Кроме того, как правило, регулировку производят два раза в год (весной и осенью). Это следствие наступления и окончания отопительного сезона. Если инструмент не обслуживался несколько лет, значит и настройка за один раз невозможна, приходится делать это несколько раз, так как при ослаблении (или натяжении) струн происходят некоторые микроперемещения деталей силовой конструкции инструмента, которые изменяют натяжения уже ранее настроенных струн, что требует повторной, а часто и не однократной, корректировки настройки. Пианино известной марки — хорошее пианино. Это утверждение не совсем верное. Например, пианино «Красный Октябрь», которое собиралось из иностранных деталей. Но в настоящее время эти инструменты уже настолько стары и изношены, что говорить об их качестве, мягко сказать, не совсем корректно. Поэтому, попытка отыскать работоспособный инструмент, ориентируясь только на его название и соблазнительные предложения типа: «отдам бесплатно, самовывоз» — почти всегда обречена на провал. Ни в коем случае нельзя ориентироваться только на название. Конечно, инструменты «Petrof», «Scholze», «Weinbach», «Bluthner», «Bechstein» и «Rosler» широко известны и стабильны по качеству изготовления, но в каждом конкретном случае инструмент должен осмотреть профессионал и не всегда его заключение будет положительным. Это уже, можно сказать, старинные инструменты и если на них не производился качественный капитальный ремонт, то, как правило, потом без проблем не обойтись. Причем, если ремонт производился, то это, ни в коей мере, не является «бракующим» признаком. Раньше инструменты делали ремонтопригодными, их действительно можно было ремонтировать путем замены износившихся деталей и оно мало отличалось по прочности и долговечности и качеству звучания от нового. Современные «дешевые» технологии часто не предусматривают таких возможностей, детали просто разрушаются при попытке их замены. Инструмент хороший, его только покрасить. Часто клиент не понимает, что восстановление лакокрасочного покрытия инструмента является одним из самых затраточных работ, как в смысле времени, так и с финансовой точки зрения. Вложенные в реставрацию средства и время, затраченное на нее, несоизмеримо с обычной настройкой и производством мелкого текущего ремонта. Желание купить «вечное» пианино. При условиях изначально качественной заводской сборки, благоприятного микроклимата в помещении, регулярного обслуживания мастером-настройщиком и умеренной эксплуатации, инструмент служит без серьезных проблем около 50 лет. На этот же срок Вы можете рассчитывать и после реставрации, однако студент-пианист способен полностью разбить механизм за 4 года обучения в музыкальном училище. Если инструмент требуется музыканту, как силовой тренажер, то следует подумать о приобретении двух фортепиано сразу. У многих музыкантов этот вопрос так и решен: один рояль для тренировки, а другой — для музыки. Желание «облагородить» внешний вид инструмента своими силами. Желание, конечно, благородное, но не всегда оправданное. Такие попытки, как правило, заканчиваются плачевно. Все дело в том, что перед нанесением нового слоя лакокрасочного покрытия (краска, лак, полироль, паста, моющее средство), конкретного инструмента необходимо знать, какими качествами обладало «родное» покрытие. Современные лаки и краски, по своему химическому составу и характеристикам, далеко не идентичны ранее применяемым. Восстанавливать или менять лакокрасочное покрытие должен только профессионал. Участь владельца ограничивается только применением сухих тряпок и пылесоса. Употребление любых полиролей, растворителей и абразивов требует точного понимания, какое именно покрытие использовалось при отделке инструмента, и как за ним ухаживать. Рекомендации для покупателей, которые «ничего не смыслят» в пианино. Ездить и смотреть все подряд. Название фирмы Вам мало чем поможет. Нет другого способа научиться разбираться в качестве инструментов, кроме получения личного опыта. Как только вы посмотрите несколько вариантов, понимание начнет приходить. Оцените внешний вид: почерневшая и пыльная механика, следы от попавшей на и в пианино воды, ржавые детали, позеленевшая навивка басов, отломанные накладки на клавишах, следы от сковородок, цветочных горшков и кастрюль — признак того, что за пианино не ухаживали. Внимание! Привлекательный внешний вид не гарантирует качества, но делает к нему хорошие предпосылки. Проиграйте, включая черные, все клавиши подряд. Инструмент будет, скорее всего, расстроен, но каждый клавиш должен звучать слитным, единым тоном. Если при нажатии одного клавиша звучит одновременно 2 — 3 очень разных по высоте звука — это грозный признак, свидетельствующий о недержании строя колками. Если Вы не понимаете, что такое «звук должен звучать единым тоном», то все равно надо ездить и смотреть!!! Понимание придет с опытом!!! Очень плохо, когда «троят» звуки в начале малой октавы. Эти ноты приходятся на место, где колки расположнены максимально тесно, поэтому здесь проявляются первые признаки ослабления вирбельбанка. Басы не должны звучать неожиданно глухо по сравнению с остальными звуками. Несколько западающих клавиш — ерунда. Все регулируется. Потратив время, Вы примите решение, какой именно инструмент следует показать настройщику для оценки целесообразности его приобретения. *Пианино не шкаф! * Думайте о сложности его внутреннего устройства, как об автомобиле. Если Вы полагаете, что Вам достаточно чего-то «так себе», «чтобы только ребенок смог учиться» — это ошибка, чреватая потерей времени и денег. Вам же не приходит в голову учить ребенка вождению на автомобиле без тормозов, руля или колес? Кроме того, чтобы выбросить негодный инструмент, грузчики тоже берут деньги. Старинные инструменты, можно рассматривать только как кандидатов на реставрацию или на выброс.

 

Периодичность настройки, регулировки  и ремонта фортепиано.

 

Вид технического обслуживания и ремонта

Среднесуточная продолжительность игровой нагрузки на инструмент в течение года,    (Часов в сутки)

1   час   в сутки

 

1-3 часа  в сутки

 

4-6 часов в сутки

 

7-10 часов в сутки

11-15 часов в сутки

Настройка

2 раза в год

3-4 раза в год

5-8 раз в год

9-12 раз в год

14-18 раз в год

Регулировка

2 раза в год

3-4 раза в год

5-8  раз в год

9-12 раз в год

14-18 раз в год

Чистка

1 раз в 2 года

1 раз в год

1 раз в год

2 раза в год

2 раза в год

Текущий ремонт

1 раз в 2-3 года

1-2 раза в год

2-3 раза в год

4-6 раз в год

7-10 раз в год

Средний ремонт

1 раз в 10-15 лет

1 раз в 6-10 лет

1 раз в 4-6 лет

1 раз в 2-3 года

1 раз в 1-2 года

Капитальный ремонт

1 раз в 20-25 лет

1 раз в 15-20 лет

1 раз в 10-15 лет

1 раз в 8-10 лет

1 раз в 6-8 лет

 

Несколько слов  о настройке и регулировке фортепиано:

  • После перевозки фортепиано должно адаптироваться к микроклимату помещения. Перед проведением настройки пианино или роялю необходимо отстояться не менее недели.  Основными факторами являются относительная влажность воздуха и температура.
  • Даже если в течение года на инструменте никто не играл, колебания влажности и температуры приводят к разрегулировке механизма. Кстати, настройка почти всегда исключена из гарантийных обязательств на новое пианино, а на регулировку продавец обычно даёт гарантию не дольше, чем на год. Вас же не удивляет, что летом разбухают дверные коробки, а зимой рассыхается мебель?
  • Перед настройкой практически всегда необходимо привести в порядок механику. Поставить молотки точно напротив струнных хоров и закрепить шурупы, отрегулировать люфты, подклеить расклеенные капсюли и прочее. Если же на инструменте играют, то это: поломанные детали, вылезающие из капсюлей штифты и мусор, часто являющийся причиной западаний. Профессиональный пианист чувствует потребность в регулировке дважды в год. Это следствие наступления и окончания отопительного сезона.
  • Если инструмент не обслуживался несколько лет, значит и настройка в камертон за один раз невозможна. Это уже не одна настройка, а минимум три! Возможно, Вам известно, что и гитару нельзя перестроить на полтона за один раз! Строй "ползёт" до тех пор, пока гриф не "привыкнет" к новой нагрузке. Пианино по сравнению с гитарой удерживает гораздо большую нагрузку от натяжения струн, примерно 20 тонн. Повышение строя на полтона при настройке фортепиано приводит к изменению суммарного натяжения струн на 1-2 тонны.
  • Продолжительность и стоимость настройки зависит от технического состояния инструмента: не отрегулированная механика, не удовлетворительное держание строя, плохое состояние некоторых струн, сломанные узлы механики, трещины в деке, скрип педалей,западание клавиш и др.
    Опытный настройщик обычно затрачивает на текущую настройку фортепиано с небольшой регулировкой механики ~ 1,5 часа. На настройку с поднятием строя до полутона, текущим ремонтом и заменой деталей механики потребуется до 2—4 часов, в зависимости от состояния фортепиано.
  • Стоимость работ по техническому обслуживанию и ремонту пианино и роялей определяется согласно Прейскуранту утвержденному на общем собрании РОО "Ассоциации фортепианных мастеров России".

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz